Статьи

           

Возможные проблемные ситуации, используемые в образовательной области «Математическое развитие» в средней группе (12гр).
1.     Числа и цифры.
Задачи: закреплять навыки сравнения множеств, умение соотносить цифру с количеством; уравнивать множества путем прибавления и отнимания, количественный и порядковый счет.

Курочка – наседка высиживает 5, 6, 7…. яиц, из которых появляются цыплята. Поможем курочке устроить цыплят в гнездышки.

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были числа. Не было там порядка, жили каждый сам по себе. Как помочь числам подружиться?

Клоунам необходимо нарядиться к выступлению. Оказалось, что клоуну не хватает нарядного воротничка. Как помочь ему?

Вы слышали, как разговаривают числа? Встретились три числа 2,3,4. О чем они говорят?

Том и Джерри играли с числовой лесенкой. Том встал на первую лесенку с цифрой 1. А как попасть на лесенку с цифрой 2, 3,4 и т.д. Как получить число 2 из чисел 1 и 3?

Сегодня мы будем строить дома не из кирпичей, а из единиц. Подумайте, как растут дома из единиц? Как «растут» числа?

Мы накрываем столы к завтраку. Я разложила салфетки. Сколько нужно блюдец и чашек, чтобы накормить детей?

Цыплята играют в прятки. Курица их ищет. Сколько раз цыпленок пикнет, под такой цифрой он и спрятался.

У старухи Шапокляк – магазин «Игрушки». За игрушками выстроилась очередь. Всем ли покупателям хватит игрушек?

Старичок – Лесовичок знает все тропки в математическом лесу. Но вот беда – разбежались все его помощники – цифры. Просит их собрать и построить по порядку.

2.     Деление целого на части.
Том и Джерри празднуют день рождения. Просят помочь разделить круглый торт (прямоугольный пирог, квадратный чизкейк) на 2, 4, 6, 8 частей.
Как разделить арбуз, яблоко, пирог, если за столом 2, 4, 6 гостей?

3.     Объем. Вес.
Мама насыпала дочке ягоды в стакан, а ее брату – в чашку. Брат обиделся, он подумал, что ему досталось меньше. Поможем установить справедливость!

На кухне сломались весы, повар просит вас, ребята, измерить крупу для приготовления каши.

Дети собирали камешки на берегу моря и заспорили, у кого ведерко с камешками тяжелее. Разрешим их спор!

Загорелся кошкин дом! Надо помочь потушить пожар: взять кружечку, в которую умещается побольше воды.

4.     План. Ориентировка.
Мышке нужно найти свою норку.
Машинам необходимо попасть в свой гараж.
Жители волшебного королевства приглашают ребят в гости…
Кукла купила новую мебель, поможем ей ее расставить.
Лепестки Цветика – Семицветика полетели выполнять желание. Разгадаем, куда полетели лепестки и узнаем желания.
Жили – были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. Нарисовала Лиса дорогу к своему дому, а Зайчик не сообразит, как пользоваться, поможем ему.

5.      Геометрические тела.
Предметы( похожие на цилиндр, конус, шар и т.д.) решили отправиться в путешествие, но им необходим паспорт. Поможем создать паспорт геометрического тела.
Злой волшебник отправил все геометрические тела в глубокое подземелье(«Чудесный мешочек»). Спасти их сможете вы, на ощупь определив, что это и найти их «паспорт».

  Использование блоков Дьенеша в процессе      сенсорного развития детей 2-й младшей группы.

           Одна из самых важных задач воспитания ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволят осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников. Очень большую помощь в процессе развития ребенка могут оказать блоки Дьенеша. Это - конструктор, совмещенный с игрой, заслуживает самого пристального внимания.
            С логическими блоками ребенок выполняет большое количество действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, сравнивает. Игры с блоками развивают умение комбинировать фигуры по разным признакам, развивает аналитические способности ребенка.
            Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
  •  для развития умения выделять и абстрагировать свойства;
  • для развития умения сравнивать свойства;
  • для развития действий классификации и обобщения;
  • для развития способности к логическим действиям и операциям.
Все они, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту.
            Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети их них что-то строят(был пример постройки хоккейного поля и игроков). В ходе таких игр малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.
          

Педагогическая поддержка ребенка в 3-4года в логико - математическом развитии.

      Возрастные психологические особенности детей 3-4лет:
  • интерес к действиям с предметами разной формы, цвета, высоты. длины, ширины и активность в их освоении;
  • действия манипулятивно - подражательные и частично - поисковые. Различают и называют 2-3 формы, предметы разной длины, высоты, цвета;
  • начинают выделять отношения сходства и различия;
  • осваивают сенсорные эталоны цвета, формы; отражают их в продуктивной деятельности;
  • преобразуют предметно - игровые ситуации.
      Что осваивает ребенок:
  • сенсорные эталоны формы, цвета;
  • представления о длине, высоте, ширине, массе, расположении предмета относительно другого;
  • действия:раскладывание, накладывание, прикладывание, перекладывание, соотнесение, обследование, сравнение, группировка;
  • свойства и отношения.
      Игровые пособия и материалы:
  • блоки Дьенеша;
  • Логические фигуры
  • пособие "Цветные числа"
  • палочки Кюизенера;
  • ковролиновые коврики;
  • альбомы - игры "Блоки Дьенеша для самых маленьких"






































       Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико – математического мышления у детей дошкольного возраста.
Жизнь ускоряет свой темп с каждым годом, и с каждым годом новые технологии и разнообразные способы распространения информации охватывают все сферы нашей жизни. Человек, не сумевший адаптироваться, не готовый к постоянному потоку новой информации, просто не может найти себе место под солнцем. И наша задача заключается в том, чтобы научить детей ориентироваться в этом беспрерывном потоке информации, не просто вложить в детские головы груз базовых знаний по общим дисциплинам, но пробудить исследовательский, познавательный интерес, постоянную тягу к новым знаниям. И это, на мой взгляд, первостепенная задача, важность которой нельзя переоценить.



А как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? По мнению исследователей (Ж. Пиажо, Г.Гарднер и др.), логико – математическое познание мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности. Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии математического содержания, является по своей сути логико – математической.
С позиций идей педагогики развития, организация логико – математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельно – практического и эмоционально – ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания ( сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, классификация).
Кроме этого, логико – математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативы ребенка. В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах, развивается познавательный интерес.
Однако, в практике ДОУ логико – математические игры во всем своем многообразии не нашли должного применения, а если и используются, то бессистемно. Поэтому передо мной стояли задачи и их решение:
·        систематизация логико – математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей;
·        раскрытие разнообразия способов поддержки ребенка в логико – математической деятельности;
·        совершенствование педагогической компетентности в осуществлении логико – математического развития детей.
         Где ребёнок может реализовать свою творческую познавательную активность? Безусловно, только в практических видах деятельности. Именно поэтому в первую очередь возникла необходимость наполнения предметно – развивающей среды дидактическими пособиями логико – математического направления.

 
        Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для развития интеллектуальных способностей –  развивающие игры Воскобовича и Никитина, игры на составление целого из частей и на воссоздание фигур силуэтов, универсальные пособия палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. И я конечно использую их в своей педагогической практике.
        Но сегодня я хочу поделиться своей системой работы с логическими блоками Дьенеша.

Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту, это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.
Создатель этого «глубокого» методического пособия Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский автор прогрессивной методики обучения детей - «новая математика». Суть его подхода  к изучению математики заключается в том, что математические знания дети получают играя. Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.
        В дальнейшем я сама убедилась в том, что игры с логическими блоками развивают психические процессы, мыслительные операции и вызывают у детей живой интерес, способствующий повышению самостоятельной активности.
Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.
И так по порядку.
        Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. Дети выстраивали из блоков дорожки, домики и башенки, взвешивали и вылавливали из воды, закапывали в песок.
         После самостоятельного знакомства с блоками мы перешли к играм и упражнениям. Уже в самом начале блоки Дьенеша привлекли внимание детей своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной и поэтому блоки успешно использовались в сюжетных играх как предметы заместители.
 Мы угощали медвежат печеньем, помогали ёжику и зайцу собрать листочки осенью. В качестве печенья и листочков выступали блоки Дьенеша. Такие игры способствовали развитию умений сравнивать предметы по их свойствам.
        У детей моей группы очень популярна игра «Художники». Дети «рисуют» картины по «эскизу». В младшей группе это конструирование путём наложения, а старшим детям я предлагала придумать название своим картинам и организовать выставку.
        Один из вариантов логических игр для детей - игры с обручами.  С помощью  таких игр дети научились классифицировать блоки по свойствам. При подготовке к таким играм, я  первоначально сформировала у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии В младшей группе мы играли с одним обручем выделяя один признак, затем с двумя. В средней группе задание усложнялось тем, что обручи пересекались и ребята выделяли одновременно два свойства. И наконец, самые сложные задания для детей старшего возраста с тремя обручами и областями их пересечений– дети классифицировали блоки одновременно оперируя тремя свойствами. Конечно, в каждую игру я вводила героя и сюжет, и дети всегда эмоционально реагировали на проблемную ситуацию.
        Ещё один вариант игр  - игры с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вначале мы рассматривали эти карточки, уточняли, какие свойства обозначены на них. На этом этапе дети овладели возможностью давать определение разным блокам и самостоятельно кодировать информацию. В своих играх дети путешествовали на поезде, прежде расшифровав код билета. Составляли бланки заказы для игры в магазин. Строили города и транспорт, «рисовали» животных, помогали сказочным героям. Хочется отметить, что дети всегда играли увлеченно, проявляли настойчивость в достижение результата.
В подготовительной группе я предлагала детям более сложные по содержанию игры - «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Код в сундуке», «Поиск затонувшего клада». Эти игры способствовали развитию логического мышления и вычислительной деятельности,  умению расшифровывать закодированную информацию и действовать по алгоритму.
       Много вариантов игр представлено в альбомах издательства «Корвет». А когда этих игр стало недостаточно, я построила по их принципу другие увлекательные игры.
В игре «Житейские истории» дети оказывали помощь героям стихов Агнии Барто. «Чинили» грузовик, отвозили продрогшего зайку домой, выложив их из блоков. Дети без затруднений выбирали нужные блоки по знакам – символам, т.е. декодировали информацию. Готовили транспорт к выезду в районы бедствия, восстанавливали разрушенный город, пользуясь схемой. Затем подобрала игры для развития умений сравнивать предметы по их свойствам. В игре «Угощение медвежат» дети сравнивают предметы по трем – четырем свойствам, находят различные и одинаковые.
         Для детей подготовительной группы подбирала игры для развития способности к логическим действиям и операциям - «Доставка грузов», «Перевозим грузы на поезде», где дети видоизменяют свойства блоков в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Чтоб перевезти груз, они учатся действовать последовательно и в соответствии с правилами, соблюдая алгоритм действий.
Далее следует брать более сложные по содержанию игры: «Знаменитый ясновидец», «Архитекторы». Дети положительно реагируют на усложнение поставленной задачи.
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.
         В особую группу выделила игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа, а так же разгадывать шифрограммы. Это игры «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Поиск затонувшего клада», «Код в сундуке».
           На занятиях использовала творческие задания, игровые ситуации, которые развивают интерес к предмету, творческую фантазию. Так в игре «Поиск затонувшего клада» мы отыскивали драгоценные камни. Это хороший тренинг решения примеров, т.к. для поиска каждого камня нужно решить 4 примера, а по полученному ответу определить свойства камня. Выполнение этой игровой ситуации требует развитого внимания, памяти, самоконтроля.
        Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие эвристического мышления дало возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания. Это даёт надежду, что дети будут уверены в себе, смогут быстро адаптироваться в школе и будут успешно осваивать новую информацию.
      О познавательной инициативе ребенка (любознательности) педагог может судить по степени его включенности в логико – математическую деятельность. В своей деятельности я пользуюсь нормативной картой развития, предложенной Н.А.Коротковой и П.Г.Нежновым. Если посмотреть  на карту развития по столбцам, увидим типичный «образ» ребенка определенного возраста, а по строкам – путь, который проходит ребенок в развитии познавательной инициативы.
Возрастная группа____________
Диапазон возраста____________
Дата заполнения_____________
Познавательная инициатива - любознательность
Список детей группы
Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, многократно производит действия.
Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что?», «Как?», «Зачем?»); высказывает простые предположения; осуществляет вариативные действия по отношению к объекту, добиваясь нужного результата.
Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам.
1.Саша Б.



2.Полина В.



3.




Типично в 3-4 года
Типично в 4-5 лет
Типично в 6-7 лет

         Правила пользования картой: карту рекомендуется заполнять 3 раза в год (октябрь, январь, май). Заполняется карта по результатам наблюдения воспитателя в свободной самостоятельной деятельности детей. Для оценки воспитатель использует те сведения, которые накопились за текущие ежедневные наблюдения. Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя следующие виды маркировки:
·        «обычно» (уровень является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
·        «изредка» (уровень не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
·        «нет» (уровень не проявляется в деятельности ребенка совсем).
              В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная       картина  уровня развития каждого отдельного ребенка и картина познавательной инициативы целом в группе. Если у основной части детей отметки «обычно» оказываются в предшествующем нормативном возрастном диапазоне, то следует пересмотреть логико – математическую деятельность детей в образовательном процессе. А также по результатам заполнения карты легко выделить детей, нуждающихся в индивидуальной работе с ними.
               Использование нормативной карты развития позволяет гибко проектировать образовательный процесс, расширяя или усложняя содержание логико – математической деятельности детей, способы ее осуществления.
Педагог должен быть компетентным в логико – математическом развитии детей, а значит:
·        осведомлен о целях, задачах и содержании логико – математического развития;
·        должен знать субъектные проявления ребенка и оказывать педагогическую поддержку;
·        должен уметь создавать условия для продуктивного продвижения ребенка в деятельности.

          Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На собраниях и консультациях рассказывала, как заинтересовать детей развивающими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могли использовать для досуга дома. Провела мастер-класс по использованию развивающих игр в совместной деятельности.
            Результатом всей этой работы явилось становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, волевых усилий, самостоятельности.



Комментариев нет :